Таинство Крещения

Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатно Духа Святого в новую духовную жизнь и становится членом Церкви. С этого времени о нем можно молиться, он имеет право приступать к другим Таинствам Церкви.

Таинство крещения установил Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28, 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Господь (Иоан. 3, 5). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды.

Для принятия крещения необходимы твердая вера и покаяние во всех грехах.
Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Восприемник – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям, чтобы он стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они не должны пренебрегать этим делом. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.

Перед совершением крещения обыкновенно нарекается имя, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых Православной Церкви. Этим он получает особенного молитвенника о себе перед Богом и пример жизни во спасение в том святом, чье имя принимает он. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением. При известных молитвах о крещаемом, священник три раза погружает в купель с водою взрослого или дитя, желающих принять христианскую спасительную веру, и говорит: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», - и в это время Дух Святой тайно сходит на крещаемого, очищает его от грехов и дарует ему праведность перед Богом.

Священник молится за крещаемого при совершении над ним таинства крещения о том, чтобы Господь удалил от него врага его спасения – дьявола, рабами которого сделались все люди со времени грехопадения своих прародителей Адама и Евы в раю, очистил его от грехов и принял в свое царство здесь, на земле, т.е. в Христианскую Церковь и на небе, после смерти, т.е в рай.

При совершении таинства крещения происходят следующие обряды:

1) обращение крещаемого к западу для отречения от сатаны, служения ему и всех дел его, и при этом дуновение и плюновение на него;
2) помазание его елеем перед погружением в воду;
3) самое погружение;
4) одевание в белую одежду и возложение креста на грудь;
5) хождение вокруг купели;
6) пострижение волос.

Запад есть место тьмы, а потому и представляется как бы обиталищем дьявола, который есть духовная тьма, поэтому крещаемый обращается к западу и отрекается от сатаны. Дуновение означает отгнание от себя нечистого духа, плюновение – презрение и отвращение от него. Помазание елеем при крещении означает готовность к борьбе с дьяволом в продолжение своей жизни.

Погружение крещаемого в воду представляет и дает крещаемому очищение от грехов. Одевание крещаемого в белую одежду изображает то, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую, т.е добродетельную жизнь. Возложение креста – для того, чтобы крещаемый всегда помнил, что он содержит веру во Христа, распятого на кресте, и спасается ею.

Хождение вокруг купели при крещении означает, что крещаемый обещается хранить христианскую веру всегда, до самой смерти.

Вместе с последованием таинства крещения всегда совершается таинство миропомазания.

Крещения в Иово-Тихонской церкви совершаются по воскресеньям в 11.00 часов. Предварительно нужно обратиться в храм для собеседования.

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.

Таинство миропомазания всегда совершается вместе с последованием таинства крещения. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т.е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было а них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 38-39). Благодатные Дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям.)

Священник помазывает крещаемого святым миром, т.е. особенным, освященным от архиерея, благовонным маслом, изображая кисточкою кресты на следующих частях тела: на челе (лбу) - для освящения ума; груди – для освящения чувств и желаний; помазание глаз ушей, ноздрей, уст, рук и ног, которые есть орудия дел и поступков – для освящения дел и всего поведения. При этом священник говорит: «Печать» (знак) дара Духа Святого», - и в это время тайно сходит на крещаемого Дух Святой и подает ему силы вести жизнь истинно христианскую (жить добродетельно, бороться с греховными искушениями и не грешить).

Священник молится перед совершением миропомазания над крещаемым о том, чтобы Господь послал на крещенного Духа Святого, для укрепления его в борьбе с грехом и в добродетели.

Таинство Причащения

Причащение есть таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство святого причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение». Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также, взяв чашу и благодарив подал им, говоря: «пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Матф. 26, 26-28; Марк. 14, 22-44; Лук. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так Иисус Христос, установив таинство причащения, заповедал совершать его всегда: «сие творите в Мое воспоминание». В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем» (Иоан. 6, 53-56).

Таинство причащения совершается в храме во время литургии, во время которой хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, прелагаются или пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Причащаться надо постоянно и как можно чаще. Самым благоприятным временем для этого является Святая Четыредесятница или Великий пост, предшествующий Светлому Христову Воскресению, а также Рождественский, Успенский и Петров пост. Особенно нужно исповедоваться во время болезни.

Приготовление себя к Исповеди и Причащению, должно состоять в посещении храма Божия, в усердной молитве и сердечном сокрушении в своих грехах, в чтении священных и духовных книг, в очищении души от нечистых помыслов, в примирении со всеми людьми, в делах милосердия, воздержании в пище и питие. Также нужно отказаться от увеселений и удовольствий. Это приготовление называется говением, т.е особенно благоговейной и благочестивой жизнью.

В день Причастия (или накануне) необходимо исповедаться.
Больных священник причащает в их домах, сначала исповедав их.
Дети до семилетнего возраста причащаются без исповеди.

Таинство Покаяния

Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Таинство Покаяния, называемое исповедью, установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, который, явившись по Воскресении своем святым апостолам, дал им власть таинственною силою (благодатью) Святого Духа разрешать грехи кающимся. «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Это дарованное свыше право святые апостолы передали по преемству рукоположенным ими епископам, а епископы в свою очередь уполномочивают законно рукоположенных ими пастырей Церкви отпускать грехи кающимся перед ними на исповеди.

Чистосердечная исповедь перед духовником освобождает кающегося от всех грехов и делает его таким же чистым и обновленным, каким он вышел из купели Святого крещения.

Исповедоваться надо постоянно и как можно чаще. Но самым благоприятным временем для этого является Святая Четыредесятница или Великий пост, предшествующий Светлому Христову Воскресению, а также Рождественский, Успенский и Петров пост. Особенно нужно исповедоваться во время болезни.

Приготовление себя к Исповеди и Причащению, должно состоять в посещении храма Божия, в усердной молитве и сердечном сокрушении в своих грехах, в чтении священных и духовных книг, в очищении души от нечистых помыслов, в примирении со всеми людьми, в делах милосердия, воздержании в пище и питие. Также нужно отказаться от увеселений и удовольствий. Это приготовление называется говением, т.е особенно благоговейной и благочестивой жизнью.

Священник исповедует у аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие. Пришедшие на исповедь становятся друг за другом в очередь на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не слышать чужую исповедь и не мешать). Исповедающийся, подойдя к аналою, склоняет голову и перечисляет вслух свои грехи священнику. Выслушав исповедь, священник молится о прощении грехов кающегося, читает разрешительную молитву и, осеняя его крестным знамением, покрывает его голову епитрахилью. Поцеловав крест, исповедавшийся отходит и молится о причащении Святых Тайн. Священнику дана власть разрешать грехи и не разрешать, ему должно делать наставления кающемуся сообразно его грехам. Поэтому ему необходимо слышать самые грехи кающегося.

Крест и Евангелие при исповеди означают присутствующего тут Самого Иисуса Христа, который в Евангелие призывает нас к покаянию, а на кресте пострадал за наши грехи.

Возложение епитрахили на кающегося означает возвращение ему милости Божией.

После Исповеди и Причащения Тела и Крови Христовых нужно воздерживаться от тех грехов, в которых только что покаялись, дабы не оскорбить Господа, с которым таинственно соединились в Святом Причащении, чтобы не навлечь на себя гнев Божий.

Таинство Священства

Священство есть таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Существует три степени священства: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). В таинстве священства человеку через возложение на него рук епископом подается особая благодать – на священнослужение.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.
Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Таинство священства есть установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф.3,11-12).

Таинство священства всегда совершается за Литургиею. Когда посвящается кто-то в дьякона и священника, то во время Литургии он обводится вокруг престола и потом становится на колени перед престолом, что означает обещание всю жизнь свою служить Богу в священном сане. В это время архиерей кладет руку свою на голову посвящаемого и молит Святого Духа, чтобы Он сошел на него и освятил его. Возложение руки архиерея на посвящаемого означает самое посвящение или постановление известного лица в тот или другой священный сан. В архиерея поставляют несколько, двое или трое, архиереев: все они кладут на голову его свои руки и молятся Духу Святому, который сходит на посвящаемого и делает его дьяконом, или священником, или архиереем и подает ему помощь в исполнении принимаемой им обязанности. После этого новопосвященного облачают в одежды дьякона, или священника, или архиерея.

Архиереи молятся при посвящении в дьякона, священника и архиерея, чтобы Дух Святой сошел на посвящаемых, покрыл их человеческие слабости и недостатки, освятил их и помогал им в священном служении.

Таинство Брака

Брак – Таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом еще в раю, после создания первых людей, Адама и Евы, которых Господь благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею…» (Быт. 1, 28).

Иисус Христос освятил Брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 4-6).

Счастье мужа и жены заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющим их души между собой и со Христом, в основе которого лежит стремление души к Богу; без любви к Нему никакое соединение непрочно. Брачный союз христиан и прочен благодаря своему духовному основанию, которым не обладают ни телесное общение – ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по своей природе, ни общность в области общих мирских интересов и деятельности, «ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7, 31). «Мужья», - говорит апостол Павел, - «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя (Еф. 5, 25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22-23). Не случайно в православной традиции семья издавна именуется «малой Церковью».

Для совершения Таинства Венчания нужно приготовить новое белое полотенце, кольца, венчальные свечи и парные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (свечи и иконы обычно приобретаются в самой церкви). Приступающие к Таинству Брака жених и невеста должны быть крещеными православными людьми. Не разрешается венчание, если один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием. Препятствием к совершению браковенчания является кровное родство жениха и невесты, а также, если брачующиеся связаны отношениями духовного родства (возникающими у крестных родителей со своими крестниками и их родителями). Венчание также невозможно, если один из будущих супругов состоит в браке с другим лицом: нужно расторгунть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на на его расторжение и благословение на вступление в новый брак. Желательно, чтобы при венчании присутствовали свидетель и свидетельница, которые также как и брачующиеся, должны быть православными. Свидетели не должны состоять между собой в супружестве. Перед венчанием необходимо, должным образом подготовившись, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Церковное богослужение, на котором совершается Таинство Брака, разделяется на две части: сначала обручение, а затем, венчание, во время которого, собственно, и совершается Таинство.

Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Обручение символизирует твердость взаимных обещаний готовящихся к браку. Во время обручения происходят три обряда: возжжение свечей в руках жениха и невесты, благословение вступающих в брак и обмен кольцами. Кольца- знаки союза жениха и невесты, выносятся из алтаря с престола, и это значит, что брачный союз благословляет Сам Бог. Затем следует венчание. Встав перед аналоем, на котором лежат крест и Евангелие, как перед лицом Самого Христа, жених и невеста на вопрос священника вслух объявляют, что вступают в брак добровольно, и дают обещание жить в любви и согласии и никогда не разлучаться. Священник молится за жениха и невесту, чтобы Господь благословивший брак первых людей, Адама и Евы, помог жить им в любви и согласии, дал им добрых детей, целомудрие, долгоденствие, взаимную любовь, блага земные и небесные.

После, священник возлагает на их головы венцы, и венчание завершается троекратным благословением священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их». Венцы означают победу над страстями и напоминают супругам об обязанности хранить духовную и телесную чистоту. Потом читаются Апостол и Евангелие, возносится молитва Господня. Сочетающиеся браком трижды пьют вино из подаваемой им чаши и трижды, предшествуемые священником, обходят вокруг аналоя. Вкушение вина из одной чаши означает, что у мужа и жены все должно быть общее: и радости, и горести. Круговое хождение означает совместное шествие по жизни, начинающееся ныне для соединенных узами брака супругов.

Венчание не совершается в течение всех четырех многодневных постов, во время Сырной седмицы (Масленицы), на Светлой (Пасхальной) седмице, от Рождества Христова (7 января по новому стилю) до Крещения (19 января), накануне двунадесятых праздников, по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиженья Креста Господня), накануне престольных храмовых праздников.

День и время венчания будущим супругам необходимо обговорить заранее лично со священником.

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.

Таинство елеосвящения, или соборования, совершается обыкновенно над больными для получения им от Бога исцеления от болезни и прощения грехов.

Священник освященным елеем семь раз помазывает больного и молит Бога, чтобы Он исцелил больного от болезни как телесной, так и душевной (т.е. от грехов). В это время нисходит на больного Дух Святой и если не всегда подает ему выздоровление, то всегда исцеляет его от душевных болезней. При совершении таинства елеосвящения, или соборования, совершаются: обряд помазания елеем, соединенным с красным вином, и помазание семь раз; обряд возложения Евангелия словами на голову больного.

Обряд помазания больного семь раз елеем, соединенным с красным вином, делается по подобию того, как врачевал избитого разбойниками упоминаемый в Евангелии в притче милосердный самарянин. Помазывают семь раз по числу даров Святаго Духа, благодать которого призывается здесь для исцеления больного.

Обряд возложения Евангелия словами на голову больного – как бы возложение самой руки Спасителя. Им он не раз исцелял больных во время земной своей жизни. Самое важное священнодействие в таинстве елеосвящения – помазание больного елеем при особенной молитве и его исцелении.

В нашем храме таинство елеосвящения или соборования совершается два раза в год: в конце Рождественского и Великого постов (см. расписание служб – каждый год в разные числа Рождественского и Великого постов), по индивидуальной просьбе (плохое самочувствие).

При составлении раздела использованы материалы энциклопедии «Православный храм» Н. Будур, 2009 г.